Объединение громад: интересные факты и курьезы


  Как указано в исследованиях в рамках программ Рады Европы, в Эстонии и Латвии количество громад, которые добровольно решили объединиться, было незначительным, пока такое объединение не стало обязательным. Курьезный факт: в Эстонии не помогли даже бонусы для объединенных громад! А это очень солидный ресурс: дотация из расчета 50 евро на одного жителя, одноразовая выплата от 150 до 400 тыс. евро, преимущества при финансировании проектов ЕС.  Фото из открытого источника.
  Стоит отметить важность и психологических опасения. В Литве при объединении волостей жителям трудно было воспринять, что их волость исчезает. Поэтому решили оставить действующие волости, а новое объединение назвать “край”. В Эстонии, чтобы руководители волостей не противились объединению, им предоставляли компенсации. После потери должности, они еще 6 месяцев получали зарплату и могли 4 года занимать должность руководителя структурных подразделений в новых органах местной власти.  Фото из открытого источника.
  Обеспечения возможности новых громад контролировалось правительством. Большинство объединений происходило вокруг “центров притяжения”, где люди работают или куда обращаются за услугами. К такому центру, на авто, дорога не должна занимать более 30 минут. Согласно европейскому опыту, здесь должно проживать не менее 1000 человек, а объединяться должно – не менее 5000 человек.  Фото из открытого источника.
  Для контроля и надзора за деятельностью местной власти во Франции уже более двухсот лет действует институт префектов. Префекты следят за общим выполнением государственных программ, преодоление чрезвычайных ситуаций и безопасности на местах. Они следят за законностью актов местной власти и за тем, не противоречат ли они интересам страны в целом. Для утверждения акта не требуется предварительное согласие префекта. Это замедлило бы принятие многих решений. Однако префект может обратиться в суд с просьбой отменить тот или иной акт.  Фото из открытого источника.
  В Латвии нет отдельных представителей государства в регионах, которые контролировали местные власти. Здесь эти функции возложены на специальное министерство. Также, если определенная громада – в зоне риска банкротства, министерство может назначить ответственное лицо, следить за расходованием местного бюджета. Это лицо подписывает финансовые документы местной власти, чтобы уберечь общество от финансового коллапса.  Фото из открытого источника.
  В Дании и Финляндии контроль за законностью актов местной власти осуществляют представители министерств в регионах. А в Эстонии – староста района (уезда). Здесь акты местной власти публикуют в интернете. Староста по собственной инициативе или исходя из жалоб граждан проверяет их и делает представление об их незаконности. Если орган местной власти не согласен, он может обратиться в суд.